Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни.
Социальный педагог для обучающихся выступает в различных, профессиональных ролях:
• в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями;
• в качестве защитника интересов и прав ребенка;
• в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды;
• в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;
• в качестве исследователя проблем социального развития детей.
Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивиду-ального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды.
Профессия «социальный педагог» официально зарегистрирована в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
• Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
• Эмоциональные и психологические проблемы;
• Нужда и бедность;
• Алкоголизм и наркомания;
• Насилие и дискриминация;
• Преступление и правонарушение;
• Безработица и профессиональная адаптация;
• Жилищная проблема;
• Опекунство, попечительство, усыновление;
• Родительская жестокость и другие.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Цель деятельности социального педагога:
• Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
• Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
• Защита ребенка в его жизненном пространстве.
• Функции деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
• диагностическую;
• организационно-коммуникативную;
• коррекционную;
• функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
• охранно-защитную;
• социально-профилактическую;
• реабилитационную.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог:
• изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения;
• выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
• изучает и оценивает особенности деятельности и обучения студента;
• устанавливает причины неадекватного поведения обучающихся подростков, причины социального неблагополучия их семей;
• содействует выявлению особо одаренных студентов.
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:
• на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности обучающегося,
• оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности,
• определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;
• планирует собственную социально-педагогическую.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:
• способствует включению субъектов воспитательной деятельности – общественности, учреждений дополнительного образования и др.
• а также оказывать влияние на отношения молодежи, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:
• старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;
• осуществляет коррекцию самооценки обучающихся и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог:
• координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
• взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:
• использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся и их объединений;
• взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:
• заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния студентов;
• оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
• содействует в создании ситуаций успеха.
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:
• организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения обучающихся и подростков;
• влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
• организует систему мер социального оздоровления обучающихся из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он: организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся.
• Проведение социальной паспортизации техникума;
• работа с личными делами с целью получения недостающих документов;
• составление картотеки для диагностики ( по вновь поступившим ), диагностика социальной компетентности ( определение социального уровня)
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
• Пополнение информацией картотеки « проблемных» обучающихся, состоящих на техникумовском учете и картотеки детей-сирот;
• работа по трудоустройству обучающихся;
• обследование жилищно-бытовых условий закрепленного жилья обучающихся, жилья детей из неблагополучных семей.
3. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
• участие в заседаниях комиссии по делам;
• контроль над посещаемостью занятий;
• посещение семей обучающихся и родственников, связь по телефону по решению возникающих вопросов;
• работа в Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних, решение определенных вопросов.
4. Социально-педагогическое консультирование.
• Организация и проведение индивидуальных консультаций для обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях,
• Оказание посильной помощи в решении возникающих вопросов.
5. Работа с семьей.
• посещение проблемных семей с целью знакомства с семьей, с условиями проживания, вопросов по возвращению на занятия, отслеживание отношений внутри семьи;
• связь с родителями из неблагополучных семей, с законными представителями обучающихся, находящихся под опекой.
Мы в соц. сетях
Гимн Техникума
Наш техникум ты лучший в целом свете
Другого нам такого не найти
Желаем мы всем людям на планете
У нас свое призвание найти.
Припев
Мы славим техникум тебя
Студентов дружная семья
К своей профессии стремиться
К высоким достижениям друзья
2
Учиться в нашем техникуме мы рады
Хоть жизнь студента очень нелегка
И все же не пугают нас преграды
На трудности мы смотрим с высока.