Инструкция
к выполнению эссе.
Эссе
от французского "essai", англ. "essay", "assay" — попытка, проба, очерк; от
латинского "exagium" — взвешивание.
Эссе студента — это самостоятельная
письменная работа на
тему, предложенную преподавателем, тема может быть предложена и студентом, но
обязательно должна быть согласована с преподавателем.
Тема
не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к
размышлению
Эссе
должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать
самостоятельно проведенный анализ этой проблемы, выводы, обобщающие авторскую
позицию по поставленной проблеме.
Структура
эссе.
1.Титульный
лист.
2.Введение —
суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных
логически и стилистически.
На этом этапе очень важно
правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в
ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на
следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме
эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,
«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить
тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой
«Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы
можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для
экономики того периода?».
3. Основная
часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного
вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также
обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому
вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой
главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых
осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать
(логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую
аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического
инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от
поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих
категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть
— целое, Постоянство — изменчивость.
В
процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать
только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное
графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием
разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах
параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо
проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого
эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов
аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается
сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать
точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование
подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые необходимо
осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или
отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение —
обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и
т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и
значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления
заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как
указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с
другими проблемами.