Тема:
Компьютерное моделирование
1.
Моделирование как метод познания.
Любой
аналог (образ) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в
качестве заменителя (представителя) оригинала, называется моделью (от лат.
modulus — образец).
Каждый
объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели
выделяются главные, наиболее существенные, свойства. Так, модель самолета должна
иметь геометрическое подобие оригиналу, модель атома — правильно отражать
физические взаимодействия, архитектурный макет города – ландшафт и т.д. Признак
или величина, которые характеризуют какое-либо свойство объекта и могут
принимать различные значения, называются параметрами модели. Модель
воспроизводит в специально оговоренном виде строение и свойства исследуемого
объекта. Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель,
называется оригиналом, образцом,
прототипом.
Модель
— это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого
объекта, явления или процесса.
Общие
свойства моделей.
1)
адекватность – это степень соответствия модели тому реальному явлению (объекту,
процессу), для описания которого она строится,
2)
конечность – модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и,
кроме того, ресурсы моделирования конечны,
3)
упрощенность - модель отображает только существенные стороны
объекта,
4)
полнота – учтены все необходимые свойства,
5)
приблизительность - действительность отображается моделью грубо или
приблизительно,
6)
информативность - модель должна содержать достаточную информацию о системе – в
рамках гипотез, принятых при построении модели,
7)
потенциальность - предсказуемость модели и ее свойств.
Исследование
объектов, процессов или явлений путем построения и изучения их моделей для
определения или уточнения характеристик оригинала называется
моделированием.
Моделирование
— это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Теория
замещения объектов-оригиналов объектом-моделью называется теорией
моделирования.
Основными
этапами моделирования
являются:
1)
постановка задачи;
2)
разработка модели, анализ и исследование задачи;
3)
компьютерный (натурный, физический) эксперимент;
4)
анализ результатов моделирования.
На
этапе разработки модели осуществляется построение информационной модели, то есть
формирование представления об элементах, составляющих исходный
объект.
Если
результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для
прогнозирования поведения исследуемых объектов, то говорят, что модель адекватна
объекту. Степень адекватности зависит от цели и критериев
моделирования.
2.
Модель, виды моделей, этапы построения компьютерной
модели.
Модель
- это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном
объекте, процессе или явлении, отражающий существенные стороны изучаемого
объекта с точки зрения цели моделирования. Моделирование - это построение
моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или
явлений.
Использование
компьютера при моделировании возможно по трем
направлениям:
1.
Вычислительное - прямые расчеты по программе.
2.
Инструментальное - построение базы знаний, для преобразования ее в
алгоритм и программу.
3.
Диалоговое - поддержание интерфейса между исследователем и
компьютером.
Виды
моделей.
Модель
- общенаучное понятие, означающее как идеальный, так и физический объект
анализа. Важным классом идеальных моделей является математическая модель - в ней изучаемое
явление или процесс представлены в виде абстрактных объектов или наиболее общих
математических закономерностей, выражающих либо законы природы, либо внутренние
свойства самих математических объектов, либо правила логических
рассуждений.
Границы
между моделями различных типов или классов, а также отнесение модели к какому-то
типу или классу чаще всего условны. Рассмотрим наиболее распространенные
признаки, по которым классифицируются модели:
-
цель
использования;
-
область
знаний;
-
фактор
времени;
-
способ
представления.
По
целям использования выделяются модели учебные, опытные, имитационные, игровые,
научно-технические.
По
области знаний выделяются модели биологические, экономические, исторические,
социологические и т.д.
По
фактору времени разделяются модели динамические и статические. Статическая
модель отражает строение и параметры объекта, поэтому ее называют также
структурной. Она описывает объект в определенный момент времени, дает срез
информации о нем. Динамическая модель отражает процесс функционирования объекта
или изменения и развития процесса во времени.
Любая
модель имеет конкретный вид, форму или способ представления, она всегда из
чего-то и как-то сделана или представлена и описана. В этом классе, прежде
всего, модели рассматриваются как материальные и
нематериальные.
Материальные
модели
- это материальные копии объектов моделирования.
Они
всегда имеют реальное воплощение, воспроизводят внешние свойства или внутреннее
строение, либо действия объекта-оригинала. Примеры: глобус - модель формы
земного шара, кукла - модель внешнего вида человека, робот - модель действий
человека на вредном производстве. Материальное моделирование использует
экспериментальный (опытный) метод познания.
Нематериальное
моделирование
использует теоретический метод познания. По-другому его называют, абстрактным,
идеальным. Абстрактные модели, в свою очередь, делятся на воображаемые и
информационные.
Информационная
модель
- это совокупность информации об объекте, описывающая свойства и состояние
объекта, процесса или явления, а также связи и отношения с окружающим миром.
Информационные
модели представляют объекты в виде, словесных описаний, текстов, рисунков,
таблиц, схем, чертежей, формул и т.д. Информационную модель нельзя потрогать, у
нее нет материального воплощения, она строится только на информации. Ее можно
выразить на языке описания (знаковая модель) или языке представления (наглядная
модель).
Одна
и та же модель одновременно относится к разным классам деления. Например,
программы, имитирующие движение тел (автомобиля, снаряда, маятника, лифта и
пр.). Такие программы используются на уроках физики (область знания) с целями
обучения (цель использования). В то же время они являются динамическими, так как
учитывают положение тела в разные моменты времени, и алгоритмическими по способу
реализации.
Рассмотрим
подробнее класс информационных моделей с позиции способов представления
информации. Форма представления информационной модели зависит от способа
кодирования (алфавита) и материального носителя.
Воображаемое
(мысленное или интуитивное) моделирование - это мысленное представление об
объекте. Такие модели формируются в воображении человека и сопутствуют его
сознательной деятельности. Они всегда предшествуют созданию материального
объекта, материальной и информационной модели, являясь одним из этапов
творческого процесса. Например, музыкальная тема в мозгу композитора -
интуитивная модель музыкального произведения.
Вербальное
моделирование (относится к знаковым) - это представление информационной модели
средствами естественного разговорного языка (фонемами). Мысленная модель,
выраженная в разговорной форме, называется вербальной (от латинского слова
verbalize - устный). Форма представления такой модели - устное или письменное
сообщение. Примерами являются литературные произведения, информация в учебных
пособиях и словарях, инструкции пользования устройством, правила дорожного
движения.
Наглядное
(выражено на языке представления) моделирование - это выражение свойств
оригинала с помощью образов. Например, рисунки, художественные полотна,
фотографии, кинофильмы. При научном моделировании понятия часто кодируются
рисунками - иконическое моделирование. Сюда же относятся геометрические модели -
информационные модели, представленные средствами графики.
Образно-знаковое
моделирование использует знаковые образы какого-либо вида: схемы, графы,
чертежи, графики, планы, карты. Например, географическая карта, план квартиры,
родословное дерево, блок-схема алгоритма. К этой группе относятся структурные
информационные модели, создаваемые для наглядного изображения составных частей и
связей объектов. Наиболее простые и распространенные информационные структуры -
это таблицы, схемы, графы, блок-схемы, деревья.
Знаковое
(символическое выражено на языке описания) моделирование использует алфавиты
формальных языков: условные знаки, специальные символы, буквы, цифры и
предусматривает совокупность правил оперирования с этими знаками. Примеры:
специальные языковые системы, физические или химические формулы, математические
выражения и формулы, нотная запись и т. д. Программа, записанная по правилам
языка программирования, является знаковой моделью.
Математическая
модель
- способ представления информационной модели, отображающий связь различных
параметров объекта через математические формулы и понятия.
В
тех случаях, когда моделирование ориентировано на исследование моделей с помощью
компьютера, одним из его этапов является разработка компьютерной модели.
Компьютерная
модель
- это созданный за счет ресурсов компьютера виртуальный образ, качественно и
количественно отражающий внутренние свойства и связи моделируемого объекта,
иногда передающий и его внешние характеристики.
Компьютерная
модель представляет собой материальную модель, воспроизводящую внешний вид,
строение или действие моделируемого объекта посредством электромагнитных
сигналов. Разработке компьютерной модели предшествуют мысленные, вербальные,
структурные, математические и алгоритмические модели.
Этапы
моделирования. Создание моделей.
Процесс
решения задач осуществляется в несколько этапов:
Содержательная
постановка задачи.
Вначале нужно осознать задачу, четко сформулировать ее. При этом определяются
также объекты, которые относятся к решаемой задаче, а также ситуация, которую
нужно реализовать в результате ее решения. Это - этап содержательной постановки
задачи. Для того, чтобы задачу можно было описать количественно и использовать
при ее решении вычислительную технику, нужно произвести качественный и
количественный анализ объектов и ситуаций, имеющих к ней отношение. При этом
сложные объекты, разбиваются на части (элементы), определяются связи этих
элементов, их свойства, количественные и качественные значения свойств,
количественные и логические соотношения между ними, выражаемые в виде уравнений,
неравенств и т.п. Это - этап системного анализа задачи, в результате которого
объект оказывается представленным в виде системы.
Следующим
этапом является математическая
постановка задачи, в процессе которой осуществляется построение
математической модели объекта и определение методов (алгоритмов) получения
решения задачи. Это - этап системного синтеза (математической постановки)
задачи. Следует заметить, что на этом этапе может оказаться, что ранее
проведенный системный анализ привел к такому набору элементов, свойств и
соотношений, для которого нет приемлемого метода решения задачи, в результате
приходится возвращаться к этапу системного анализа. Как правило, решаемые в
практике задачи стандартизованы, системный анализ производится в расчете на
известную математическую модель и алгоритм ее решения, проблема состоит лишь в
выборе подходящего метода.
Следующим
этапом является разработка программы
решения задачи на ЭВМ. Для сложных объектов, состоящих из большого числа
элементов, обладающих большим числом свойств, может потребоваться составление
базы данных и средств работы с ней, методов извлечения данных, нужных для
расчетов. Для стандартных задач осуществляется не разработка, а выбор
подходящего пакета прикладных программ и системы управления базами
данных.
На
заключительном этапе производится эксплуатация модели и получение
результатов.
Таким
образом, решение задачи включает следующие этапы:
1.
Содержательная постановка задачи.
2.
Системный анализ.
3.
Системный синтез (математическая постановка задачи)
4.
Разработка или выбор программного обеспечения.
5.
Решение задачи.
3.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и
процессов.
Одним
из примеров моделирования при создании новых технических систем и процессов
может служить история развития космической техники. Для реализации космического
полета надо было решить две проблемы: преодолеть земное притяжение и обеспечить
продвижение в безвоздушном пространстве. О возможности преодоления притяжения
Земли говорил еще Ньютон в XVII веке.
Константин Эдуардович Циолковский предложил для передвижения в
пространстве создать реактивный двигатель, где используется топливо из смеси
жидкого кислорода и водорода, выделяющих при сгорании значительную энергию.
Он
составил довольно точную описательную модель будущего межпланетного корабля с
чертежами, расчетами и обоснованиями.
Не
прошло и полувека, как описательная модель Константина Эдуардовича Циолковского
стала основой для реального моделирования в конструкторском бюро под
руководством Сергея Павловича Королева. В натурных экспериментах испытывались
различные виды жидкого топлива, форма ракеты, система управления полетом и
жизнеобеспечения космонавтов, приборы для научных исследований и т. п.
Результатом
разностороннего моделирования стали мощные ракеты, которые вывели на околоземное
пространство искусственные спутники земли, корабли с космонавтами на борту) и
космические станции.
Много
примеров можно привести из литературы.
Вам
всем известен Капитан Немо, а кто назовет автора романа? Правильно Жюль Верн.
Капитан Немо бороздил океаны на подводной лодке, созданной воображением Жюль
Верна, а сегодня не одна морская держава не обходится без подобных подводных
лодок. Еще один пример «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. После
открытия советскими физиками Н. Басовым и А. Прохоровым квантового генератора
академик Л. Арцимович, выступая на всесоюзном совещании научных работников,
сказал: «Для любителей научной фантастики я хочу заметить, что игольчатые пучки
атомных радиостанций представляют собой своеобразную реализацию идеи
„гиперболоида инженера Гарина“».
Сделать
прогноз развития биологических систем поможет моделирование. Моделирование
изменений, которые могут произойти в будущем, является часто определяющим
фактором в принятии важных экономических, экологических или иных решений. Так,
например, без тщательного анализа экологической составляющей невозможно
строительство водохранилищ, бурение нефтяных скважин, разработка шахт и т.д.
Можно построить модель биоритмов для себя, для своих друзей, родных и знакомых и
получить прогноз благоприятных и неблагоприятных дней того или иного вида
деятельности для конкретного человека.