«Запись
чисел в различных системах счисления»
Вид
занятия:
практическое.
Цели:
Обучающие:
-познакомить
учащихся с понятием систем счисления;
-научить
переводить числа в различные системы счисления.
Воспитательные:
-
воспитать положительное отношение к предмету
Развивающие:
-
развивать мышление, творческие способности
Ход занятия
Представление
о системах счисления.
Система
счисления (далее СС) - совокупность приемов и правил для записи чисел цифровыми
знаками.
Наиболее
известна десятичная СС, в которой для записи чисел используются цифры 0,1,:,9.
Способов записи чисел цифровыми знаками существует бесчисленное множество. Любая
предназначенная для практического применения СС должна
обеспечивать:
·
возможность
представления любого числа в рассматриваемом диапазоне
величин;
·
единственность
представления (каждой комбинации символов должна соответствовать одна и только
одна величина);
·
простоту
оперирования числами;
В
зависимости от способов изображения чисел цифрами, системы счисления делятся на
непозиционные и позиционные. Непозиционной системой называется такая, в которой
количественное значение каждой цифры не зависит от занимаемой ей позиции в
изображении числа (римская система счисления). Позиционной системой счисления
называется такая, в которой количественное значение каждой цифры зависит от её
позиции в числе (арабская система счисления). Количество знаков или символов,
используемых для изображения числа, называется основанием системы
счисления.
Позиционные
системы счисления имеют ряд преимуществ перед непозиционными: удобство
выполнения арифметических и логических операций, а также представление больших
чисел, поэтому в цифровой технике применяются позиционные системы
счисления.
Запись чисел может быть представлена в виде
где
A(D) - запись числа A в СС D;
Di -
символ системы, образующие базу.
По
этому принципу построены непозиционные СС.
В
общем же случае системы счисления: A(B)=a1B1+a2B2 +...+anBn. Если положить,
что Bi=q*Bi-1, а B1=1, то получим позиционную СС. При q=10 мы имеем дело с
привычной нам десятичной СС.
На практике также используют другие
СС:
q |
Название |
Цифры |
2 |
двоичная |
0,1 |
3 |
троичная |
0,1,2 |
8 |
восьмеричная |
0,...,7 |
16 |
шестнадцатиричная |
0,...,9,A,
...,F |
Каждая
СС имеет свои правила арифметики (таблица умножения, сложения). Поэтому,
производя какие-либо операции над числами, надо помнить о СС, в которой они
представлены.
Если
основание системы q превышает 10, то цифры, начиная с 10, при записи обозначают
прописными буквами латинского: A,B,...,Z. При этом цифре 10 соответствует знак
'A', цифре 11 - знак 'B' и т.д. В таблице ниже приводятся десятичные числа от 0
до 15 и их эквивалент в различных СС:
q=10 |
q=2 |
q=16 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
2 |
3 |
11 |
3 |
4 |
100 |
4 |
5 |
101 |
5 |
6 |
110 |
6 |
7 |
111 |
7 |
8 |
1000 |
8 |
9 |
1001 |
9 |
10 |
1010 |
A |
11 |
1011 |
B |
12 |
1100 |
C |
13 |
1101 |
D |
14 |
1110 |
E |
15 |
1111 |
F |
В
позиционной СС число можно представить через его цифры с помощью следующего
многочлена относительно q:
A=a1*q0+a2*q1+...+an*qn (1)
Выражение
(1) формулирует правило для вычисления числа по его цифрам в q-ичной СС. Для
уменьшения количества вычислений пользуются т.н. схемой Горнера. Она получается
поочередным выносом q за скобки:
A=(...((an*q+an-1)*q+an-2)*q+...)*q+a1
результат
вычисления многочлена будет всегда получен в той системе счисления, в которой
будут представлены цифры и основание и по правилам которой будут выполнены
операции.
Преобразование
чисел из одной системы счисления в другую.
Результатом является целое
число.
1. Из десятичной системы счисления
- в двоичную и шестнадцатеричную:
a.
исходное
целое число делится на основание системы счисления, в которую переводится (2 или
16); получается частное и остаток;
b.
если
полученное частное не делится на основание системы счисления так, чтобы
образовалась целая часть, отличная от нуля, процесс умножения прекращается,
переходят к шагу в). Иначе над частным выполняют действия, описанные в шаге
а);
c.
все
полученные остатки и последнее частное преобразуются в соответствии с таблицей в
цифры той системы счисления, в которую выполняется
перевод;
d.
формируется
результирующее число: его старший разряд - полученное последнее частное, каждый
последующий младший разряд образуется из полученных остатков от деления, начиная
с последнего и кончая первым. Таким образом, младший разряд полученного числа -
первый остаток от деления, а старший - последнее частное.
Пример
3.1.
Выполнить перевод числа 19 в двоичную систему счисления:
2. Из двоичной и шестнадцатеричной
систем счисления - в десятичную. В этом случае рассчитывается полное значение
числа по формуле.
a.
Пример
3.4. Выполнить перевод числа 1316 в десятичную систему счисления.
Имеем:
1316 = 1*161 + 3*160 = 16 + 3 =
19.
b.
Таким
образом, 1316 = 19.
c.
Пример
3.5. Выполнить перевод числа 100112 в десятичную систему счисления.
Имеем:
100112 = 1*24 + 0*23 + 0*22 + 1*21 +
1*20 = 16+0+0+2+1 = 19.
d.
Таким
образом, 100112 = 19.
3. Из двоичной системы счисления в
шестнадцатеричную:
e.
исходное
число разбивается на тетрады (т.е. 4 цифры), начиная с младших разрядов. Если
количество цифр исходного двоичного числа не кратно 4, оно дополняется слева
незначащими нулями до достижения кратности 4;
f.
каждая
тетрада заменятся соответствующей шестнадцатеричной цифрой в соответствии с
таблицей
Пример 3.6. Выполнить перевод числа
100112 в шестнадцатеричную систему счисления.
Поскольку
в исходном двоичном числе количество цифр не кратно 4, дополняем его слева
незначащими нулями до достижения кратности 4 числа цифр.
Имеем:
В соответствии с таблицей
00112 = 112 = 316 и 00012 = 12 =
116.
Тогда 100112 =
1316.
4.
Из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:
a.
каждая
цифра исходного числа заменяется тетрадой двоичных цифр в соответствии с
таблицей. Если в таблице двоичное число имеет менее 4 цифр, оно дополняется
слева незначащими нулями до тетрады;
b.
незначащие
нули в результирующем числе отбрасываются.
Пример
3.7. Выполнить перевод числа 1316 в двоичную систему счисления.
По
таблице имеем: 116 = 12 и после дополнения незначащими нулями
12 = 00012; 316 = 112 и после дополнения незначащими нулями
112 = 00112. Тогда 1316 = 000100112. После удаления незначащих нулей
имеем 1316 = 100112.
Задание:
Перевести число 57 в двоичную, восьмиричную,
шестнадцатиричную СС. Сделать обратный перевод.